хайп проектыХайп (HYIP) – это проект инвестиций с высоким уровнем доходности. Таким образом, хайп можно рассматривать как инструмент вложения финансовых ресурсов с целью получения пассивного инвестиционного дохода.

Само понятие «хайп» возникло в результате применения общепринятого англоязычного сокращения HYIP, которое дословно расшифровывается как «высокодоходный проект инвестиций». По сути, хайп реализуется как типичная структура многоуровневого маркетинга, функционирующая по принципу финансовой пирамиды.

Характерной особенностью финансовых пирамид является то, что в их рамках не производится дистрибуция каких-либо товаров или услуг (в отличие от обычной структуры многоуровневого маркетинга, создаваемой с целью продвижения и распространения определенных продуктов). Так и хайп создается исключительно для того, чтобы привлекать денежные средства инвесторов под достаточно высокие ставки доходности, обещая быстрые и стабильные выплаты своим вкладчикам, а также скорую окупаемость произведенных вложений.

Как и в любой другой финансовой пирамиде, выплаты инвесторам хайпа осуществляются за счет средств, которые вкладываются новыми инвесторами. Таким образом, сама возможность существования и функционирования хайпа (как финансовой пирамиды) обусловлена лишь притоком новых инвесторов. Если регулярное привлечение новых вкладчиков в хайп по каким-либо причинам замедляется или вообще прекращается, HYIP, как и любая другая финансовая пирамида, перестает существовать по причине утраты источника его финансирования.

Хайп проекты

Как правило, продолжительность жизненного цикла типичного хайп проекта может составлять от одного месяца до 1-2 лет. Вообще реальный период существования хайпа во многом зависит от того, к какой категории доходности он относится. По данному критерию обычно выделяют три категории хайп проектов:

  • хайп с высоким уровнем доходности – это так называемые «быстрые хайпы», средняя продолжительность периода их жизнедеятельности может колебаться от 2-3 дней до одного месяца, анонсируемая ставка доходности по таким хайп проектам обычно составляет более 30% в месяц;
  • хайп со средним уровнем доходности – это так называемые «среднесрочные хайпы», средняя продолжительность периода их жизнедеятельности может колебаться от 2-3 месяцев до одного года, анонсируемая ежемесячная ставка доходности по таким хайп проектам обычно составляет до 30%;
  • хайп с низким уровнем доходности – это так называемые «долгоиграющие хайпы», продолжительность их жизни может иногда составлять и до четырех лет, такие хайпы могут иметь признаки инвестиционных проектов, работающих на принципах доверительного управления, «долговременные hyip» обычно обещают доходность на уровне 6% – 12% в месяц.

Следует отметить, что характерными особенностями хайпов с высоким уровнем доходности и хайпов со средним уровнем доходности, как правило, являются:

– беспрецедентно высокие ставки доходности на вложенные средства, которые декларируются условиями проекта (если такой хайп проект обещает потенциальному инвестору возможность получения ежемесячного дохода заоблачных размеров, то, скорее всего, это тривиальная финансовая пирамида);
– отсутствие каких-либо контактных данных и реквизитов, позволяющих однозначно идентифицировать провайдера (инициатора) данного проекта, а также установить с ним связь;
– отсутствие каких-либо регистрационных и разрешительных документов (лицензий), предоставляющих информацию о юридическом адресе компании, а также подтверждающих официальное право этой компании заниматься данным видом деятельности;
– вкладчики таких хайпов (проектов) не имеют возможности отслеживать и контролировать, каким образом используются инвестированные ими денежные средства;
– отсутствие адекватной системы обратной связи (очень сложно добиться получения достоверной информации от персонала компании, которая является провайдером такого проекта);
– обещание потенциальным инвесторам гарантий, не имеющих реального обоснования и фактического обеспечения (как известно, стопроцентное страхование рисков не в состоянии обеспечить ни одна финансовая компания);
– декларативное отсутствие убыточных дней (если история проекта, в который инвестор намерен вложить деньги, совсем не содержит информации об убыточных днях, то это означает, что вся прибыль, которую получают вкладчики от проекта, финансируется исключительно за счет денежных средств новых инвесторов, привлекаемых в проект).

Таким образом, нетрудно сделать вывод, что хайпы с высоким уровнем доходности и хайпы со средним уровнем доходности нередко инициируются различного рода структурами мошеннического типа, основная цель которых заключается в том, чтобы как можно быстрее привлечь максимальное количество денег инвесторов и исчезнуть с этими деньгами в неизвестном направлении. К сожалению, такого рода мошеннические схемы постоянно развиваются и прогрессируют. Аферисты изобретают все новые и новые способы выманивания денег у легковерных вкладчиков. Мошеннические структуры очень часто маскируют свою преступную деятельность под благонамеренные проекты. И, надо отметить, что приток вкладчиков в такие весьма сомнительные проекты по-прежнему не иссякает.

Альтернативой хайпам с высоким и средним уровнем доходности, изрядно подорвавшим свою репутацию, можно считать упомянутые выше хайпы с низким уровнем доходности, которые с недавних пор активно распространяются в интернете. Достаточно надежные хайпы с низким уровнем доходности очень часто называют хайп проектами типа «премиум», которые могут обеспечить реальный заработок инвестору в том случае, если в такие проекты корректно инвестировать.

У потенциальных инвесторов сразу же возникает вопрос: «Каким же образом можно отличить премиум-хайп от хайп проектов сомнительной надежности?».

Практика хайп-инвестирования выработала ряд желательных критериев, позволяющих с высокой степенью вероятности выбрать надежный проект для вложений:

– длительность периода существования проекта не должна быть менее одного года;
– сайт проекта в интернете должен иметь качественный дизайн;
– инициатор (менеджер) проекта должен быть реально существующим человеком с актуальными контактными данными;
– сайт проекта должен обязательно содержать информационные разделы, позволяющие потенциальному инвестору получить четкое представление о самом проекте, о его основателях и менеджменте, об условиях инвестирования, о направлениях инвестирования;
– сайт проекта должен предоставлять пользователям (клиентам, инвесторам) удобный функционал;
– проект должен предусматривать корректную обратную связь инвесторов с менеджментом, а также информационную поддержку вкладчиков (инвесторы должны получать своевременную и достоверную информацию о проекте и его результатах);
– уровень ежемесячной доходности проекта не должен превышать 6%-12%;
– проект должен постоянно развиваться (в том числе и за счет возникновения новых направлений инвестирования), сайт проекта должен регулярно обновляться;
– проект должен иметь позитивные отзывы и рекомендации от других инвесторов.

Считается, что перечисленных выше девяти критериев проекта типа «премиум» вполне достаточно для того, чтобы отличить «премиум» от сомнительных проектов, обещающих высокую и среднюю доходность. Однако, помимо этих критериев, следует обратить внимание и на такие важные моменты:

– наличие у компании, инициирующей проекты и осуществляющей управление ими, необходимых регистрационных и разрешительных документов (компания должна быть готова в любой момент предъявить данные документы инвестору для ознакомления);
– наличие у компании собственного офисного помещения, надлежащим образом меблированного и оснащенного.
В любом случае, инвестору следует четко понимать, что любое инвестирование всегда сопряжено с двумя типами рисков:
– риски, связанные непосредственно с торговлей (существует вероятность финансовых потерь в процессе осуществления торговых операций);
– риски, не имеющие прямого отношения к торговому процессу (например, злонамеренные действия со стороны менеджмента хайп проекта или каких-либо других третьих лиц).

хайп проект

Наличие торговых рисков считается вполне естественным явлением. Избегать их нет смысла, а совсем игнорировать – опасно. Торговыми рисками необходимо грамотно управлять. Их можно, как минимум, ограничивать, а полностью исключить их проявление не представляется возможным.

Риски, не связанные напрямую с торговым процессом, обычно сводятся к тому, что компания, управляющая проектом, может объявить о своем «банкротстве», которое очень часто имеет фиктивный характер. Такие ситуации в сфере хайп-инвестирования совсем не редкость. К сожалению, инвестору остается в этом случае только «развести руками» и сделать правильные выводы на будущее.

Как уже упоминалось ранее, самая лучшая профилактика ситуаций мошенничества – это тщательный и грамотный отбор проектов для инвестирования. Рекомендуется отдавать предпочтение именно хайпам с низким уровнем доходности (хайпам типа «премиум»), которые дают возможность инвестору зарабатывать тремя способами:

– вхождение инвестора в хайп проект на как можно более ранней стадии его жизни (чем раньше инвестор войдет в проект, тем больше шансов у него получить реальный доход);
– выход на безубыточный уровень;
– постепенное выведение накапливаемой прибыли.

Таким образом, очевидно, что инвестиции в HYIP проекты – это инвестиции с достаточно высокой степенью риска. Ранее уже говорилось о том, что любой хайп работает по принципу типичной финансовой пирамиды, в рамках которой инвесторы получают по своим вкладам довольно высокие процентные доходы, финансируемые за счет средств, постоянно поступающих в хайп от новых вкладчиков. Прекращение или хотя бы замедление потока прибывающих в проект новых инвесторов поставит под угрозу саму возможность существования хайпа, что, в свою очередь, обусловит риск его скорого разорения.

Хайп мониторинг

Чтобы инвестиции были эффективными и прибыльными, необходимо проводить систематический хайп мониторинг таких инвестиционных проектов, подразумевающий их анализ и оценку по следующим значимым параметрам:

– реально выплачиваемые вкладчикам процентные доходы;
– сведения о минимальном и максимальном размерах произведенных инвесторами вкладов;
– дата инициирования (запуска) проекта HYIP;
– сведения о программе реферальной активности вкладчиков проекта;
– актуальная информация о наличии проблем с выплатами по вкладам;
– иная информация, которая может представлять интерес для потенциальных и реальных инвесторов.

Система перманентного мониторинга HYIP представляет собой специализированный интернет-ресурс (сайт), который регулярно отслеживает эффективность различных проектов HYIP (как правило, по перечисленным выше параметрам), формируя соответствующую статистику и предоставляя пользователям этого сайта удобный инструментарий. Администрация проектов HYIP нередко использует такие сайты-мониторы для маркетингового продвижения своих инвестиционных программ. Инвесторы, интересующиеся возможностью вложения своих финансовых ресурсов в HYIP, получают всю необходимую им для этого информацию, которая всегда доступна для ознакомления и регулярно обновляется.

Мониторинг HYIP позволит инвестору принять аргументированное решение о целесообразности вложения денег в тот или иной проект. Зачастую управляющие фондов HYIP предоставляют владельцам интернет-ресурсов, осуществляющих мониторинг HYIP, денежные средства для инвестирования в соответствующие проекты, которые подлежат мониторингу. Компании, управляющие проектами HYIP, идут на подобные меры для того, чтобы субъекты, которые занимаются мониторингом хайпов, могли обоснованно судить об эффективности анализируемых ими проектов по состоянию своих личных вкладов.